Такой оптимистичный прогноз дал в беседе с корреспондентом "РГ" заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроя) Юрий Тыртышов.
В последние пять лет бурный рост тарифов на услуги ЖКХ, минимум вдвое превышающий инфляцию, постепенно замедляется. Тем не менее в ряде регионов нынешний год стартовал с резкого взлета стоимости "коммуналки".
- Вот информация из регионов: в Красноярском крае стоимость услуг ЖКХ в 2005 году вырастет в среднем на 14 процентов, в Челябинской - на 23, в Череповце - на 8, в Иванове - на 38, в Чувашии - на 34... Каковы последствия?
- Действительно, в некоторых регионах, например, в Москве и Татарстане коммунальные тарифы резко выросли. В других - ситуация более стабильная. Связано это с тем, что до сих пор в ряде регионов уровень оплаты стоимости услуг ЖКХ сохранялся на уровне 50-60 процентов. Тарифы искусственно сдерживались. В то время как федеральный стандарт в прошлом году "предписывал", что население должно оплачивать 90 процентов, а в течение 2005-го перейти на полную оплату коммунальных услуг. "Разница" доплачивается из региональных и местных бюджетов - это не возбраняется, это право регионов распоряжаться собственными доходами. Но все хорошее рано или поздно кончается - и там, где тарифы сдерживались, теперь местные власти просто вынуждены увеличивать их быстрее.
- Тем не менее вы говорите, что роста социальной напряженности не будет...
- Ну, столь уверенно прогнозировать такие тонкие вещи сложно. Скажу лишь, что, во-первых, увеличение тарифов принимается параллельно с региональными и муниципальными бюджетами, поэтому население заранее информируется о том, чего можно ждать в течение года. В этом ситуация кардинально отличается от той, что была несколько лет назад, когда тарифы могли пересчитываться чуть ли не ежемесячно.
А во-вторых, действительно, созданная в этой области система социальной защиты населения - система жилищных субсидий - нормально работает уже несколько лет. Механизм отрабатывался в порядке эксперимента в 19 регионах. Суть в том, что деньги, выделяемые государством, субсидируют не коммунальные предприятия напрямую, а распределяются адресно на персональные счета граждан. И уже сами жильцы используют эти средства, чтобы расплатиться за полученные по факту услуги.
Эксперимент оправдался: платежи населения выросли в среднем на 5-10 процентов и достигли 97-100 процентов. То есть дисциплина платежей очень высокая. И практически не было зафиксировано случаев нецелевого использования этих денег.
- Тем не менее очень часто приходится сталкиваться с жалобами такого рода: "Мой доход две тысячи рублей, а за квартиру надо отдавать полторы... Как жить?.."
- Видимо, до сих пор не все знают о том, что имеют право на жилищную субсидию и не умеют этим правом воспользоваться. Между тем это предельно просто. Есть федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в ее совокупном доходе. Это - 22 процента. Проще говоря, если ваш месячный доход, условно говоря, равен тысяче рублей, максимум, что вы заплатите за жилье, - это 220 рублей. Все, что вам начислят сверх того коммунальщики, - должно быть покрыто за счет жилищной субсидии. Существуют специальные расчетные центры, где эти субсидии оформляются. На сегодняшний день в стране их открыто более четырех тысяч.
Почему человек, оформивший субсидию, чувствует себя защищенным? Да потому, что даже если тариф поднимется, он по-прежнему будет платить не больше 22 процентов от своего дохода. Платежи увеличиваются только для состоятельных семей, а для бедных их рост компенсирует государство.
В 2001 году субсидии были начислены 6-8 процентам семей. Сейчас помощью пользуются 13,5 процента населения. По прогнозам Росстроя, в ближайшие год-два мы выйдем на 15-17 процентов. Полагаем, что именно это количество граждан можно считать необеспеченными и нуждающимися в адресной помощи. Доходы остальных вполне достаточны, чтобы оплачивать жилье полностью самостоятельно.
|