Что бизнес делает в ЖКХ

Почему частные компании ожесточенно конкурируют за место на рынке жилищно-коммунального обслуживания, несмотря на то, что ни один из операторов еще не получил значительной прибыли? Интерес частного бизнеса к коммунальному сектору России резко вырос. Уже сейчас на рынке действуют около десятка отечественных операторов (см. таблицу), а из западных присутствуют английская Severn Trent Water International, французские Suez и Veolia Environnement, немецкая WTE Wassertechnik. Правда, иностранцы или выполняют консалтинговые услуги, или осваивают средства Европейского банка реконструкции и развития. Большая затратность производства, высокая стоимость капитального строительства, долгий срок окупаемости инвестиционных проектов, нестабильность тарифной политики, недостаточная прозрачность финансовых потоков, риски потери инвестиций от непрогнозируемой политики региональных властей - об этом думает частный инвестор, когда решает войти в коммунальный бизнес. Повышенные риски Владимир Аверченко, руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой), называет платой частников за вхождение в прибыльный бизнес на начальном этапе. Как считают в фонде "Институт экономики города", частные инвестиции в ЖКХ тормозят проблемы законодательства о финансовом оздоровлении, о концессиях в ЖКХ и о принципах тарифного регулирования. "Основной задачей государства должны стать меры по снижению рисков инвестиций. В сегодняшних условиях частный бизнес в "коммуналку" не пойдет. Пойдут лишь те, кто обладает в первую очередь здоровым чувством авантюризма, поскольку без этого тут пока работать невозможно", - считает генеральный директор ЗАО "Комплексные энергетические системы" Михаил Слободин, избранный недавно заместителем председателя совета директоров ОАО "Российские коммунальные системы". Но пускать всех желающих на рынок ЖКХ чиновники не собираются. Заместитель председателя Росстроя Анатолий Попов говорит, что "привлечение частного бизнеса должно проходить под контролем государства, потому что, если просто сферу ЖКХ отдать рынку, тогда цены будут устанавливаться на основе спроса и предложения". А по словам председателя правления Конгресса муниципальных образований Валерия Кирпичникова, городские администрации не в состоянии справиться с большим количеством предложений от коммерческих структур, желающих реформировать ЖКХ. Как ни парадоксально, устаревшие технологии, заоблачная энергозатратность и высокий износ имущества свидетельствуют о значительном потенциале сокращения управленческих, технологических и эксплуатационных затрат. При сохраняющихся тарифах уменьшение затрат на выпуск единицы продукции в масштабах даже одного города дает колоссальный финансовый результат и является основой механизма по возврату инвестиционных вложений. Еще один плюс частных вложений в ЖКХ - стабильность, ведь отрасль будет существовать вечно. Кроме того, заканчивающаяся эпоха быстрорастущего капитала породила значительную концентрацию "длинных" денег, требующих надежных по возврату вложений на большой срок, хоть и под невысокий процент. В качестве одной из сфер вложения этих средств рассматривается в том числе и ЖКХ. Все это объясняет, почему компании, желающие выйти на коммунальный рынок, ожесточенно конкурируют, несмотря на то, что ни один из операторов еще не получил значительных прибылей. Не платят за коммунальные услуги все: индивидуальные потребители, частные предприятия, государственные организации, органы власти - от муниципальной до федеральной. Причем индивидуальные потребители являются отнюдь не самыми злостными неплательщиками. По словам Владимира Аверченко, в 2003 году уровень собираемости оплаты с потребителей составлял чуть больше половины стоимости произведенных работ и услуг. А работ и услуг коммунальщики произвели на 877 млрд рублей (5,9% ВВП страны). В последние три года рост цен на коммунальные услуги опередил инфляцию и удалось обеспечить приток средств. "В 2002-2003 годах отрасль получила дополнительные доходы в размере примерно 250 млрд рублей. На них можно было модернизировать 40% всей сферы ЖКХ. На деле же обновления технической базы не произошло и даже финансовое положение предприятий ЖКХ не улучшилось. И это вполне естественно, когда у руководителей и работников нет ни заинтересованности в экономии, ни опасения каких-либо санкций за неэффективное использование ресурсов", - так оценивает положение председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Бичом отрасли эксперты называют неэффективный менеджмент муниципальных предприятий, в которых процветают непроизводственные траты. На 1 января 2004 года объем просроченной кредиторской задолженности в сфере ЖКХ составил 155 млрд рублей, дебиторской - 200,8 млрд рублей. В большей части непризнанная дебиторская задолженность МУП ЖКХ появляется из-за невыплат из местных и региональных бюджетов за пользование услугами муниципальными организациями плюс дотации жителям. Бюджеты верстают депутаты местных собраний и исходят при этом чаще всего не из экономических соображений. Поэтому "дебиторка", по сути, - дефицит местных бюджетов, трансформированных в форму убытков организаций ЖКХ. Тарифы на коммунальные услуги сегодня начисляются по затратному (в противоположность стимулирующему) принципу и по методу индексации к уровню прошлогодних затрат. Такое формирование тарифа только подталкивает к неэффективному управлению и искусственному увеличению затрат. Федеральная служба по тарифам, определяя тарифы для естественных монополий на 2005-2006 годы, проиндексировала на следующий год как прибыльные тарифы РАО "ЕЭС", так и убыточные тарифы коммунальщиков на уровень темпов инфляции плюс доходность. По словам Игоря Ищенко, заместителя председателя правления самого активного частного ЖКХ-оператора - ОАО "Российские коммунальные системы", при подобном подходе богатые отрасли будут богатеть, а коммунальное хозяйство и дальше подвергаться "тарифному голоду". Не возмещаются в полном объеме и "выпадающие доходы" коммунальных предприятий. За минувший год из-за несбалансированности тарифов и неисполнения бюджетами обязательств по софинансированию услуг отрасль недополучила 17,2 млрд рублей. Как следствие имеется рост непокрытого долга перед кредиторами: задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам за 2003 год составила 88,8 млрд рублей, перед организациями энергетического комплекса - 60 млрд рублей. Нельзя забывать, что в услугах для конечных потребителей доля произведенной в ЖКХ стоимости составляет всего 5-15%. Остальное есть стоимость передаваемой продукции естественных монополий (тепла, электроэнергии, газа), а также угля, труб и др. "К числу факторов, препятствующих позитивным изменениям в ЖКХ, в первую очередь следует отнести макроэкономические диспропорции российской экономики. В ЖКХ это находит выражение в углубляющемся несоответствии между темпами роста цен на ресурсы и на услуги и уровнем доходов населения", - считает заместитель руководителя Росстроя Юрий Тыртышов. По устанавливаемым тарифам частный потребитель пока платит не за все ЖКУ. Сохраняется перекрестное субсидирование: часть потребленных услуг населения оплачивают промышленные предприятия, у которых тарифы из-за этого увеличиваются. "ЖКХ последнее время работало в долг, решая за свой счет проблемы и населения, и промышленных предприятий, - говорит Михаил Никольский, руководитель компании "Новогор-Прикамье". - Сейчас самый благоприятный период для того, чтобы решить проблемы ЖКХ - повышение расходов на коммунальное хозяйство демпфируется экономическим ростом и ростом доходов населения". В целом по стране население оплачивает 75% от стоимости услуг, в некоторых регионах - 90%. 28 октября на заседании правительства будет предложено с 1 января 2005 года перейти на 100-процентную оплату коммунальных услуг населением, то есть ликвидировать "перекрестку". Кроме перекрестного субсидирования населению дается еще множество преференций со стороны властей - льготы и субсидии. Например, перед очередными выборами местные власти находят группу льготных граждан (или организаций). Для них законодательно устанавливается оплата не 100% от потребленных услуг, а, например, 50%. Оставшуюся половину будет возмещать коммунальным предприятиям местный, региональный или федеральный бюджет. Но, как правило, в бюджете не предусмотрены деньги, а услугу предприятия уже предоставили. "Эти расходы юридически коммунальные предприятия не могут бюджету предъявить, потому что никаких договорных отношений у них с бюджетом нет", - комментирует ситуацию директор направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" Сергей Сиваев. Поэтому бюджетную компенсацию льгот относят на плановые убытки ЖКХ. По опросу, проведенному "Ф." перед принятием Госдумой закона о монетизации льгот, все крупные частные коммунальные операторы считали, что недофинансирование и неэффективное использование средств создает кризисную ситуацию в жилищно-коммунальном секторе, тогда как перевод льгот в денежную форму и обеспечение устойчивого финансирования могло бы решить проблему коммунальных предприятий. В целом по стране льготами в коммунальной сфере пользуются 42% населения. Около 15% граждан - участники программы адресной социальной помощи при оплате ЖКУ, сумма субсидий составляет порядка 30 млрд рублей. Сегодня и эти деньги также очень редко доходят до производителей услуг. Как сообщили "Ф." в Общероссийском профсоюзе рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, в 2003 году бюджет недофинансировал предоставленные льготы на оплату ЖКУ в размере 16 млрд рублей. "Один из главных финансовых рисков для частных операторов коммунального сектора - невозмещение бюджетами затрат по льготам. Если бы льготы перевели в денежные выплаты, частные компании могли бы заявлять гражданам полный платеж, а граждане по льготам сами бы разбирались с властью, то есть через суд требовали от государства то, что оно им обещало", - предлагает Сергей Сиваев. Но государство пока решило перевести в денежную форму все льготы, кроме льгот по ЖКХ. Приватизировать коммунальную инфраструктуру законодательно не разрешается. "С точки зрения развития коммунальной инфраструктуры приватизацию муниципальных предприятий мы считаем нецелесообразной. Речь идет об основных фондах, которые изношены на 65%, однако имеют достаточно высокую остаточную стоимость. Средства, которые можно было бы потратить на приватизацию этих активов, правильнее направлять на новые инвестиции", - отмечает член правления РАО "ЕЭС России", председатель совета директоров РКС Михаил Абызов. Инвестору для гарантии окупаемости и возврата инвестиций остается брать в долгосрочную аренду электрические, тепловые и водопроводные сети, чтобы самим в качестве оператора инфраструктуры осуществлять эксплуатацию, проводить модернизацию, сбыт и сбор платежей, осваивать инвестиции. Именно так сегодня пытаются работать РКС. Компания ведет эксплуатацию коммунальной инфраструктуры, продает потребителям услуги и собирает за нее плату. В первый период РКС заключали краткосрочные договоры сотрудничества с регионами. Сейчас компания перешла к сделкам по реабилитации и развитию инфраструктуры сроком на 5-15 лет с внесением инвестиций в размере от нескольких десятков миллионов до миллиарда рублей. Имущество муниципалитета берется в аренду, в него вносятся улучшения и после возврата инвестиций коммуникации остаются собственностью муниципалитета. Эта схема близка к классической концессии. По этой же схеме планирует работать ОАО "Региональные коммунальные инвестиции" - структура, созданная оппонентом Анатолия Чубайса Олегом Дерипаской. "Оргструктура РКИ будет работать по принципу РКС - она предполагает создание дочерних компаний в регионах, получение ими в управление объектов ЖКХ, а также создание филиалов дочерних компаний для эксплуатации объектов", - говорит Владимир Кирюхин, первый заместитель генерального директора "Евросибэнерго" - компании, представляющей интересы "Базового элемента". По его словам, будет осуществляться аналогичная РКС этапность работ. Кто-то планирует работать иначе. ЗАО "Комплексные энергетические системы", регистрируя в регионах свои филиалы, предлагает региональным властям оригинальную модель управления коммунальными объектами - муниципалитеты могут стать акционерами частной электросетевой компании. Для долгосрочной аренды имущество ЖКХ должно быть юридически оформлено за муниципалитетом. Это сделано только в 7% муниципальных образований. Поскольку при аренде гарантией становятся денежные потоки, то при условии долгосрочных договоров инвесторы прийти могут. Единственным негативным для муниципалитета фактором в этой схеме остается отсутствие системы технологического и хозяйственного контроля за работой частного оператора. С другой стороны, ничто не мешает власти разорвать договор с инвестором, когда он вложил деньги, обновил и модернизировал инфраструктуру, но еще не возвратил средства. Доходность разных секторов коммунального бизнеса различна. Сейчас самым прибыльным считается электроснабжение. Только на этом бизнесе сосредоточена деятельность КЭС. Водоснабжение тоже имеет положительную, хотя и меньшую доходность. На нем специализируются "Новогор" и Росводоканал. Теплоснабжение пока убыточный бизнес. Тепло- и электроснабжение осуществляют структуры РАО "ЕЭС" - АО-энерго. "Межрегионгаз" за мелкими исключениями является монополистом на рынке розничного газоснабжения. РКС и РКИ берутся за все. Правда, обращение с бытовыми отходами пока вне зоны интересов крупных компаний. Сегодня идет только первый этап прихода частного бизнеса в ЖКХ. Но кто-то уже смог показать неплохие результаты. "Мы понимаем, что сфера ЖКХ требует достаточно объемных инвестиций, но тем не менее с коммерческой точки зрения может оказаться весьма привлекательной, - говорит генеральный директор ЗАО "Новогор" Олег Кононов. - Наш опыт позволяет быть уверенными в том, что это начинание будет удачным, а наши расчеты окажутся верными". По словам заместителя председателя правления РКС Николая Степанова, с января 2004 года, начав со сбора платежей на уровне 50%, к концу первого квартала удалось повысить собираемость оплаты с потребителей до 90%. В апреле собирали уже более 100% от стоимости отпущенной за месяц товарной продукции (с учетом ликвидации задолженности прошлых периодов). В мае оплата поднялась до 123%. Мотивированное частное управление может принести потребителю больше пользы, чем муниципальное. Есть надежда, что предприниматели улучшат качество услуг: вода будет не ржавая, снизится число аварий, а газ, тепло и электроэнергия будут поступать к населению без месячных перерывов. Потребителю вряд ли стоит ждать от реформы снижения тарифов - его не произойдет хотя бы потому, что есть инфляция. Но если оставить ЖКХ в таком положении, как сейчас, то в ближайшее время оно точно развалится.




на главную
Hosted by uCoz