В Правительстве Москвы приступили к законодательному регулированию вопросов покупки жилья гражданами, участвующими в долевом строительстве, чтобы исправить ошибки и просчеты Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Напомним, что ФЗ N214, вступивший в силу 1 апреля 2005 г., регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов.
Власти Москвы и области решили объединить усилия в борьбе против недобросовестных инвестиционно-строительных фирм и направить в Госдуму свои изменения к ФЗ N214.
По мнению столичных чиновников, региональные органы власти не должны оставаться в стороне от решения таких злободневных проблем, как защита интересов обманутых дольщиков, потерявших немалые деньги в инвестиционном строительстве жилья. Федеральный закон о долевом строительстве, принятый в апреле 2005 года, не имеет обратной силы, поэтому не учитывает интересы тех москвичей, которые до этого срока потеряли и квартиры, и деньги.
По данным столичных властей, строительные компании выражают сегодня недовольство в связи с принятием этого закона, поскольку не спешат к открытости и прозрачности, которой требуют положения федерального документа.
Как сообщили в Управлении экономической безопасности Правительства Москвы, с целью защиты граждан от нарушений в сфере долевого строительства и предупреждения негативных явлений в этой сфере целесообразно утвердить единую типовую форму договора соинвестирования с указанием всех необходимых реквизитов. Также нужно законодательно закрепить правовой статус информационного обеспечения, позволяющего гражданам получать объективную информацию о фирмах-застройщиках.
В столичном стройкомплексе считают, что вступление в силу 214-го закона является положительным моментом, поскольку на федеральном уровне приняты меры по законодательному регулированию отношений, связанных с привлечением денежных средств физических и юридических лиц для строительства многоквартирных домов. Ведь это долгое время не было урегулировано специальными нормами.
Вместе с тем, положения закона не полностью отражают интересы участников инвестиционной деятельности в долевом строительстве, а значит, и интересы жителей.
Во-первых, закон устанавливает специальную форму договора, заключаемого между физическим лицом и застройщиком, - договор участия в долевом строительстве, который рассматривается не в системе инвестиционных правоотношений, а как разновидность договора строительного подряда, что приводит к применению НДС и также удорожанию жилья.
В поправках нуждается и ст. 4 ФЗ N124, согласно которой в договоре о долевом участии в строительстве должны обязательно быть указаны сроки передачи объекта участнику долевого строительства, а не сроки сдачи в эксплуатацию, как это происходило ранее. В этой связи представляется логичным установить в законе требование о включении в договор долевого участия в строительстве положение, регламентирующее сроки введения объекта долевого строительства в эксплуатацию.
Наконец, закон фактически устанавливает принудительное поручительство банков, предоставивших кредит под залог застройщику по его обязательствам перед участниками долевого строительства. Это не только приводит к появлению нового существенного риска для банков и, соответственно, снижает их интерес к участию в залоговых операциях, но и противоречит основам гражданского законодательства РФ.
|