В ближайшие несколько лет в столице к уже сформировавшимся четырем деловым районам - Центральному, Павелецкому, Таганскому и Новослободскому - прибавятся еще 10. Формирование деловой активности вокруг одного центра обусловлено возможностью использовать уже созданную крупным центром инфраструктуру. Часто такие районы создаются компаниями, занимающимися совместным бизнесом.
"Обычно деловой район начинается с образующего его проекта, например бизнес-центра высокого уровня, в котором размещаются известные арендаторы. Далее в случае успешности проекта по соседству запускают еще ряд подобных строек",- комментирует руководитель аналитического отдела компании "Новая площадь" Дмитрий Попов. Риск неудачи в данном случае ниже, чем при запуске проекта в новом, неизвестном районе.
Кроме того, деловой район может быть образован компаниями, занимающимися совместным бизнесом. "Ярким примером может служить комплекс на Лесной улице, где основополагающим является офис "Газпрома". Формирование же района происходит за счет компаний, активно сотрудничающих с газовой монополией",- продолжает Попов. Офисная "история" района станции метро "Павелецкая" началась со строительства "Павелецкой Плаза" компании MosEnka.
Есть и еще одна причина, которая заставляет бизнесцентры расти кучно. "Дело в том, что качественные площади в бизнес-центрах класса А снимают серьезные компании, которые рано или поздно придут к укрупнению бизнеса, а значит, им понадобится расширение. В рамках одного бизнес-центра оно редко возможно, поэтому строительство рядом другого бизнес-центра очень выгодно как девелоперу, так и арендатору",- уверен руководитель департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood Михаил Гец.
Для компании, арендующей помещения, удобнее переехать в соседнее здание, чем разбрасывать свои подразделения по всей Москве. "Собственно, это основная причина, провоцирующая строительство бизнесцентров "под себя"",- говорит Гец. Можно прогнозировать развитие деловых мини-зон в Москве, которые со временем будут разрастаться либо сливаться с более крупными зонами: например, зона в районе метро "Динамо" и "Аэропорт" сольется с зоной вокруг метро "Белорусская".
"Построив в удачном районе один бизнес-центр, можно оценить востребованность помещений и в дальнейшем принимать решение о запуске новых проектов поблизости.
И сегодня чаще всего девелопер не будет упускать возможности, которые образуются после сноса соседних ветхих зданий, для строительства по соседству еще одного офисного центра",- соглашается старший консультант отдела брокериджа компании "Миэль-недвижимость" Сергей Блохин.
У компактных деловых формаций есть и негативные стороны, которых, правда, не так много. "К преимуществам отдельно стоящих центров можно отнести более низкий уровень арендных ставок, а также, что немаловажно, меньшие проблемы с парковкой",- говорит Попов из "Новой площади".
Кроме того, отдельно стоящие бизнес-центры заселяются арендаторами часто быстрее, чем комплекс зданий, где девелоперы сталкиваются с разреженностью спроса из-за высокой концентрации объектов недвижимости. Так, бизнес-центр "Крылатский" на Осеннем бульваре буквально за полгода оказался полностью занятым арендаторами, тогда как в среднем по рынку объекты такого уровня заполняются не раньше чем за девять месяцев.
|