Классический стиль в Москве

История знаменитого дома И.Юшкова на Мясницкой Мясницкая улица конца ХVIII века была заселена дворянами, духовенством и частично купечеством. Из тридцати домов господских на этой улице всегда выделялся особняк богатого дворянина, генерал-поручика Ивана Ивановича Юшкова (д.21), поставленный "в четвертом квартале церкви Флора и Лавра, что у ворот Белого города" (на пересечении Мясницкой и Боброва пер.). Это великолепное здание построено в классическом стиле в конце ХVIII века и считается творением талантливого архитектора Василия Баженова. Однако дом известен не только своей особенной архитектурой, но и богатейшей историей, связанной со становлением и развитием художественной культуры в Москве. Дом И.Юшкова - творение В.Баженова Дата строительства дома колеблется от 1780 по 1793 гг. Владение было куплено И.Юшковым у М.Дмитриева-Мамонова, и возведение дома предположительно началось после сноса старых построек. Основное украшение дома составляет классическая, монументальная, "преисполненная изящества угловая полуротонда, обращенная взору путника, едущего к центру". Она объединяет плавным переходом два одинаковых корпуса, расположенных под углом друг к другу, в единый комплекс. Возможно, В.Баженов использовал здесь архитектурный прием, разработанный им для проекта Кремлевского дворца, который так и не был осуществлен. Отделка цоколя дома каменными плитами (рустом) в сочетании с гладкими стенами верхних этажей - также характерный прием мастера. Новшества были введены Баженовым и в интерьерах дома, которые состояли из самых разнообразных по форме комнат (овальных, полуовальных, круглых), соединенных в один цельный ансамбль. Большой круглый зал - основное архитектурное украшение интерьера. Он расположен внутри ротонды, покрыт куполом и за счет особой конструкции световых окон весь пропитан светом. Колоннады, торжественные лестницы, большие, декорированные коридоры и площадки, очевидно, были необходимы для приема многочисленных гостей. История создания Московского художественного училища После смерти генерала Юшкова его младший сын разорился. Чтобы не закладывать дом, он с 1838 года сдает помещение внаем Московскому художественному обществу на обустройство здесь бесплатных рисовальных классов для талантливых людей из народа, которых отбирали по всей России. Директорами и учителями этого нового заведения были известные в Москве люди: Ф.Скарятин, А.Чертков, М.Орлов (бывший декабрист), помощниками - А.Хомяков, С.Шевырев. Через 6 лет (в 1844 г.) МХО приобретает все здание с примыкающими к нему постройками. Так начиналось Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь преподавали на общественных началах знаменитые профессора: В.Ключевский - курс русской истории, Н.Рамазанов - историю искусств, К.Рабус - теорию красок и историю живописи. Пейзажный класс вели А.Саврасов, В.Поленов, А.Васнецов. Натурным классом - ведущим в училище - руководили В.Перов и И.Прянишников (с 1870 по 1890 гг.). Среди преподавателей этого класса было много известных художников реалистического направления: П.Сорокин, К.Десятов, С.Иванов, Н.Неврев, К.Лебедев и др. Этим московское училище радикально отличалось от Академии художеств Санкт-Петербурга, где превалировала академическая тематика. Здесь была воспитана целая плеяда художников, полотна которых и поныне украшают залы Третьяковской галереи: Константин Коровин, И.Левитан, А.Рябушкин, А.Архипов, Н.Касаткин, М.Нестеров и другие. До Октябрьской революции в Москве было два художественных учебных заведения: Строгановское и Училище живописи, ваяния и зодчества. После революции на их основе были образованы две государственные художественные мастерские, слившиеся в 1920 году во ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. В качестве руководителей мастерских пришло совершенно новое поколение художников: П.Кончаловский, А.Лентулов, И.Машков, П.Кузнецов из объединения "Бубновый валет", В.Кандинский и К.Малевич, значившиеся беспредметниками. (Следует отметить, что время конца XIX - начала XX века, равно как и послереволюционные годы, знаменуется всплеском замечательного русского и, в частности, советского авангарда). Кроме живописи, скульптуры и архитектуры здесь было и производственное отделение (полиграфическое, текстильное, керамическое и др.), а также готовили графиков, художников театра и кино, мастеров фото, декораторов, дизайнеров. Им преподавали такие мастера, как братья Веснины, Левинский, Н.Ладовский, В.Татлин, А.Родченко, а выпускниками стали прославленные впоследствии А.Дейнека, С.Чуйков, Кукрыниксы, С.Образцов и др. Это был художественный вуз нового типа, высокой художественной культуры преподавания, из которого вырастали многие столичные институты 30-х годов. Возрождение традиций В последующие годы дом И.Юшкова занимали различные организации, и только в 1986 году по инициативе известного художника Ильи Сергеевича Глазунова постановлением Совмина СССР здание было передано Институту живописи, скульптуры и художественной педагогики. Впоследствии это учебное заведение было по праву переименовано в Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества, которую и поныне возглавляет И.С. Глазунов. Первых студентов академия приняла в 1989 году. В настоящее время воссозданы все интерьеры здания, обширные комнаты-залы библиотеки спроектированы по образу и подобию библиотеки Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга и постоянно пополняются ценными книгами. Работают мастерские, где преподавание ведется на основах школы русского реалистического искусства как продолжение традиций старого Московского училища живописи, ваяния и зодчества.




на главную
Hosted by uCoz