Предоставляя устаревшие или заведомо ложные сведения о продаваемых или сдаваемых в аренду коммерческих объектах недвижимости, мошенники хорошо "погрели руки". Дабы помешать им и дальше тиражировать "мертвую" информацию, бросая тень на риэлторов, столичные агентства недвижимости разработали уникальную технологию.
Корень зла
Мошенники, или, как их еще называют, недобросовестные предприниматели, всегда пользовались тем, что крупные агентства недвижимости неохотно работают с организациями, которые ищут себе помещения площадью 10-50 квадратных метров. Причина тому - скромный гонорар риэлтора за сделки с "малым метражом". Затратная же часть агентства на таких клиентов сопоставима со стоимостью обслуживания крупных арендаторов, находящихся в поиске больших площадей. Разумеется, с последними работать выгоднее. К тому же клиенты малых площадей зачастую более притязательны.
"Когда-то мы попытались убить-таки двух зайцев: сэкономить время наших риэлторов и учесть интересы заказчиков небольших площадей, - говорит директор московского агентства недвижимости "Риентэл" Максим Баранов. - В нашей компании была разработана программа под названием "Клиент одного дня". Программа предусматривала визит клиента в офис, где он вместе с риэлтором искал помещение. За $500-600 мы брали на себя обязательства найти ему помещение в день обращения. Когда список подходящих объектов определялся, клиент и наш сотрудник просматривали нескольких вариантов. Одно из помещений заказчик, конечно, должен был обязательно выбрать. Человек помнил - завтра наше агентство с ним работать уже не будет, поэтому необходимо определяться. Но и здесь не обходилось без курьезов. Выбрав объект, клиент начинал просить скидки и интересоваться, за что он платит агентам такие деньжищи, ведь они потратили на работу всего один день... Возникали проблемы с получением денег. Выяснялось, что $500, которые должно получить агентство, у предпринимателя "последние". Далее - суды, тяжбы..."
Поэтому агентствам всегда удобнее и выгоднее работать с людьми, которые заблаговременно закладывают в бюджет так называемые "риэлторские месячные". В итоге, клиенты, претендующие на малый метраж, вынуждены либо подыскивать помещения через знакомых, либо использовать некие "базы данных". Вот тут и возникает риск столкнуться с недобросовестными предпринимателями, которые занимаются продажей архивов с устаревшей информацией.
Шарашкины конторы
Они не утруждают себя поиском новых объектов и не занимаются проверкой информации о помещениях, якобы сдаваемых в аренду. Они просто продают непроверенную информацию, зачастую даже не имея в своем штате риэлторов. Поэтому, если вы не увидели в офисе деловито снующих сотрудников - стоит насторожиться. Как правило, в фирмах-однодневках человеку предлагают заранее заплатить деньги за информацию, либо сразу вознаградить агента. Девиз мошенников: "Все сразу, дешево и без очереди!". Они зазывают клиентов, не гарантируя при этом достоверность выдаваемой информации. Кстати, аферных дел мастеров можно без труда узнать по дешевой рекламе: "Приходите! Только у нас $150 за квадратный метр!" Но, граждане, таких цен просто не существует!
Офисы лжеагентств чаще всего представляют из себя одну комнатушку, где за столом восседает милая красавица и раскладывает пасьянс на мониторе допотопного компьютера. Не помешает проявить бдительность, если вам навязывают услугу "купите у нас прямо сейчас, или потом будет поздно, объект вот-вот уйдет". В уважающем себя агентстве всегда предложат обратиться в другое агентство в случае, если клиент не может найти нужный ему вариант. В крупных агентствах для сотрудников предусмотрены и зарплата, и проценты, и бонусы. Навязчивость же девушек-зазывал из фирм-лохотронов объясняется тем, что сидят они без зарплаты, на одних процентах. Их задача - урвать как можно больше и побыстрее оформить сделку.
Панацея
Проблемы с предоставлением клиентам достоверных сведений заставили руководителей риэлторских компаний задуматься над тем, что же возможно противопоставить мошенникам и хаосу в системе продажи информационных услуг.
Панацеей стал "Интернет-сервис" - новая услуга, которую на сегодняшний день на рынке недвижимости предоставляют немногие компании. Что же представляет из себя это ноу-хау? Необходимо зайти на сайт компании. Там вывешена база данных, где можно посмотреть подходящее вам помещение. Затем нужно позвонить в офис и, сославшись на номер предложения, уточнить, сдано ли конкретное помещение или нет.
В режиме реального времени человек получает только ему доступную информацию об интересующем его объекте. Оплатив код доступа к базе, заказчик может незамедлительно выехать на место для более подробного знакомства с выбранным объектом.
У обладателя интернет-ресурса нет возможности обмануть клиента. Владелец просто не может угадать, какие параметры могут заинтересовать того или иного клиента и какую выборку он делает в данный момент. О "свежести" объектов можно судить по дате заявки.
Интернет создает эффект реальности. Человек может распечатать выборку приглянувшихся объектов и приехать в офис. Если клиента все устраивает, он оплачивает информацию, получает код доступа, пароль и все необходимые координаты собственника. Каждый, кто приобретает доступ к такой базе данных, может быть уверен: агентства стараются минимизировать риск того, что нужная клиенту информация не будет найдена.
Неоспоримые преимущества
Бумажные версии каталогов недвижимости не могут похвастаться оперативностью. Арендодатель, желающий разместить в них информацию об объекте, должен обратиться в журнал за три дня до печати. При этом издание выходит еще через неделю и попадет в руки читателя не сразу. А на сайтах компаний, предоставляющих услугу "Интернет-сервис", информация обновляется ежедневно и имеет дату размещения.
Не стоит забывать, что, используя такой метод поиска, клиент существенно экономит на риэлторской комиссии, которая многих отпугивает своим размером и отсутствием гарантий. Стоимость доступа к электронным каталогам на сегодняшний день составляет 5 тысяч руб.
При этом заказчик застрахован от ошибок агента, который мог перепутать метраж, удаленность помещения от метро или даже район, в котором оно находится. Потенциальный арендатор также может не опасаться непрерывных звонков из агентств, предлагающих одни и те же помещения.
В 2000 г. рынок коммерческой недвижимости находился в информационном вакууме. Однако агентства, которым удалось дожить до сегодняшнего дня, занимаются хранением и сбором информации о собственниках еще с тех пор. Крупные игроки ведут постоянный поиск и мониторинг новых объектов: кто-то построил дополнительные помещения, кто-то обанкротился. Здесь же существует собственный архив, где хранятся предложения, в том числе датируемые прошлыми годами. Наличие такой информации, безусловно, полезно, ведь параметры даже уже сданных помещений могут кого-то заинтересовать. Соискатель же всегда может связаться с собственником и выяснить, когда объект будет сдаваться вновь.
|