Прошло уже более чем полтора месяца, как вступил в силу 30 октября 2007 года закон, устанавливающий порядок выкупа земли под приватизированными предприятиями. Напомним, что решающую роль в принятии этого закона сыграл президент России Владимир Путин. Именно он поставил точку в вопросе, по какой цене и в какие сроки предприниматели должны выкупить или взять в аренду земельные участки под фабриками и заводами.
Данный вопрос стоял на повестке дня с 2001 года, когда был принят новый Земельный кодекс. Согласно кодексу, все предприятия, владеющие землей на правах "бессрочного пользования", должны были до 1 января 2004 года выкупить ее или взять в аренду. Однако цена выкупа оказалась для многих предприятий, владеющих значительной площадью земли, слишком высока. Чтобы выкупить все земли под предприятиями, по различным оценкам, промышленникам пришлось бы заплатить 60-100 миллиардов долларов. Бизнес оказался к этому не готов. Начались активные споры, по какой цене выкупать землю. В результате срок прекращения бессрочного пользования землей был перенесен вначале до 1 января 2006 года, а затем до 2008 года.
Чиновники описали несколько вариантов снижения цены на землю, которые не устраивали то московское правительство, то предпринимателей, то самих чиновников. Минэкономразвития предлагало 5 процентов от ее кадастровой стоимости, кроме Москвы и Санкт-Петербурга - 20 процентов, а ставка аренды - на уровне 3 процентов в год, бизнес просил 1-2 процента. Не известно, сколько бы это продолжалось, не вмешайся в дело президент, который неожиданно поддержал крупный бизнес и попросил правительство пойти навстречу предпринимателям. После чего было найдено компромиссное решение в 2,5 процента.
Но похоже, что "президентский" закон для местных властей вышел дышлом. В редакцию начали поступать письма предпринимателей, больше похожие на крики отчаяния, в которых говорится, что при обращении в муниципалитеты с просьбой оформить земельные участки в собственность или аренду местная власть отказывает в льготных условиях. Предлагая оформить предпринимателям землю по 100-процентной кадастровой стоимости. С арендой еще "веселей": многие уже получили уведомления, что с Нового года она будет повышена на 30 процентов. При этом местная администрация не стесняется в качестве мотивации своего отказа говорить, что федеральный закон для нас не указ. Вот областная Дума даст нам распоряжения, тогда мы посмотрим, по какой цене вам землю и аренду оформлять. Интересно, с каких это пор у нас областная Дума стоит выше президента?
Бизнес очень обеспокоен данной ситуацией. Ведь закон дает возможность переоформить землю за 2,5 процента или аренду - 2 процента только до 2010 года. А как известно, сегодня в среднем на оформление небольшого дачного участка земли у граждан уходит от 3 до 6 месяцев. Так граждане оформляют землю по упрощенной процедуре. У бизнеса же такой процедуры нет, да и количество земли обычно измеряется не сотками, а гектарами.
Уже пошли разговоры, что закон номинальный и действует только на бумаге. Чтобы прояснить ситуацию с нормами закона, а также получить ответ, что же делать предпринимателям в случае отказа в оформлении земли или аренды, мы обратились к непосредственному разработчику данного закона - минэкономразвития.
Нашим консультантом стал заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития РФ Андрей ИВАКИН.
- Андрей Иванович, что делать предпринимателям, если им отказывают в оформлении земли или аренды?
- Прежде всего требовать, чтобы отказ был в письменном виде. Это право предпринимателям дает закон. Органы власти не могут промолчать или сказать устно, что мы не собираемся оформлять вам землю в собственность или аренду, на это должны быть веские основания, перечень которых установлен законом.
Далее если на местах не исполняется закон, то единственный и, наверное, самый действенный метод - это массовое обращение в суды. Бизнес должен активно себя защищать и использовать судебную систему. К сожалению, сегодня мы не имеем практики применения закона, потому что он только вступил в силу. А это значит, что пока не известно, есть ли неточности в законе, которыми пользуются чиновники, или это прямое его нарушение.
- Но ведь судебный процесс - это дело долгое. Некоторые дела у нас могут рассматриваться несколько лет. А льготная цена выкупа будет действовать всего два года. Что же делать?
- Да, судебный процесс - это длительное время, но если суд признает, что отказ был необоснованным или были какие-то нарушения закона и произойдет это, допустим, в 2011 году, это не страшно. Суд все равно обяжет осуществить сделку по старой цене, которая была на момент подачи обращения в суд. Поэтому сроки судебного рассмотрения не являются основной проблемой.
- А что, по вашему мнению, сегодня является проблемой при оформлении земли под приватизированными предприятиями?
- Трудно говорить о проблемах, пока у нас нет сведений, какие отказы и на каком основании сегодня существуют. Есть отдельные примеры. В некоторых случаях органы власти не знают, как правильно трактовать нормы закона. В частности, к нам в министерство пришло письмо одной из региональных администраций, в котором авторы уверяют нас, что льготная цена в 2,5 процента существует исключительно для тех, кто непосредственно приватизировал у государства недвижимость. Если же она переходила из рук в руки, то конечный покупатель недвижимости такую льготу не получает.
Хочу отметить, что это неправильное понимание данной нормы. В свое время мы специально убирали все связки с конечным приобретателем недвижимости и приватизацией. В законе четко прописано, что если недвижимость когда-то находилась в государственной или муниципальной собственности, а затем была приватизирована, ее вправе выкупить организация, которая является собственником недвижимости на сегодняшний день. Не важно, сколько было сделок с этой недвижимостью после приватизации. Мы, в свою очередь, готовы направлять письменные разъяснения. Надеемся, что они помогут предпринимателям при оформлении земли.
- Ну хорошо, сказали предприниматели: выкупить землю мы не можем, тогда пересчитайте нам аренду по 2 процента, как положено по закону. Но и здесь был получен отказ...
- Что касается аренды, да, действительно, в настоящий момент здесь есть проблема. Дело все в том, что закон обратной силы не имеет. Он не распространяется на ранее возникшие правоотношения. Поэтому требовать перерасчета арендной платы по ранее заключенным договорам нельзя.
Закон обязывает при переоформлении заключать договор аренды на 49 лет, если иной срок не потребует заявитель, а аренда ограничивается 2 процентами. Все эти нормы касаются случаев, когда заявитель переоформляет свое право после вступления в силу соответствующих ограничительных норм, то есть с 1 ноября 2007 года.
- А те, кто переоформлял землю раньше, на них распространяются эти два правила?
- Получается, что нет. Нормы про 49 лет и 2 процента их не касаются. Я считаю, что это неправильно. Получается парадоксальная ситуация. Те законопослушные предприятия, которые переоформили свое право пользования на право аренды в установленные законом сроки, оказываются в гораздо худшем положении, чем те, которые делают это сегодня. Думаю, что две эти нормы про 49 лет и 2 процента должны касаться любой аренды государственной или муниципальной земли, если на ней есть частная приватизированная недвижимость. Конечно, в этом вопросе могут возникнуть сложности. Ведь если государство уже заключило договор на 49 лет, а там ставка не два процента, а, например, 10 процентов или там указана рыночная стоимость, то получается, что по закону мы заставляем изменить условия аренды, тем самым нарушая положения арендодателя в лице муниципалитета, субъекта или Российской Федерации. Это тоже может вызвать негативную реакцию. Закон не должен ухудшать положение участников правоотношений, которые возникли раньше, до принятия закона.
- Бизнес по новому закону получил ограничения на льготный выкуп своей земли или аренды до 2010 года. Кроме того, после установленного срока за нарушение установленных законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного бессрочного пользования земельными участками предусматриваются наказания в виде штрафных санкций.
А какая ответственность есть у чиновников, которые саботируют закон?
- Сроки рассмотрения заявки тоже регламентированы и прописаны законом. Если чиновник их нарушает и нарушает закон, надо, как я уже говорил, обращаться в суд.
- Сегодня при подаче заявления о приобретении прав на земельный участок чиновники требуют разнообразные справки. Мы знаем, что минэкономразвития своим приказом утвердило перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Этого перечня будет достаточно для чиновников и смогут ли они требовать другие документы?
- Здесь есть один очень сложный вопрос. Дело все в том, что закон говорит о том, что критерием, по которому принимается решение о выкупе по той или иной цене, является факт приватизации недвижимости государственной или муниципальной собственности. И написать закрытый перечень, который подтверждает факт приватизации, на сегодняшний день нельзя.
Подтвердить собственность на недвижимое имущество очень просто - достаточно принести свидетельство о регистрации права, а вот закрытого перечня документов, который подтверждает факт приватизации, не существует. Это может быть и договор о продаже имущества между государством и каким-то лицом, может быть план приватизации. Возможна ситуация, когда покупатель через 10 или 20 лет после приватизации не имеет этих документов.
- Что же делать и где искать таким собственникам документы?
- Собственник должен идти в муниципалитет, а если это была федеральная приватизация, то в Росимущество, и искать в архивах эти документы. Вообще, мне кажется, что такие документы должна предоставлять Росрегистрация, потому что она, регистрируя каждый раз переход права, фиксирует бывшего собственника. Если в какой-то момент бывшим собственником было государство, Росрегистрация обязана выдать документы, конечно, если они у нее есть.
Встречаются планы приватизации, в которых нет пообъектного перечня. Встречаются и случаи, когда при приватизации больших имущественных комплексов в план приватизации забыли включить тот или иной объект недвижимости. Тоже возникает проблема, как доказать, что на данном участке находилась приватизированная недвижимость. Сам по себе критерий достаточно сложный для правоприменительной практики.
Это одна проблема. Вторая проблема не касается перечня и данного закона, а касается случаев, когда у собственника здания отсутствует описание местоположения границ земельного участка. Другими словами, у него может быть некий правоустанавливающий документ, где ясно не указаны ни площадь земельного участка, ни его местоположение. Сразу возникает вопрос: "А на приватизацию, собственно говоря, какого участка у него возникает право"?
Нам известна практика в некоторых регионах, когда власти предлагают выкупить по льготной цене участок под подошвой здания, а остальное купить по рыночной.
- Что делать, если границы не определены?
- Если границы не определены, значит, их надо сформировать. Формируют участки органы власти. И здесь, конечно, не все так просто.
В частности, возникает вопрос, а сколько метров должно быть от здания до границы участка, каков размер прилегающей территории и так далее. Есть так называемые строительные СНИПы, но они не дают строго формализованных правил. Пока, к сожалению, при проектировании границ участка можно встретить достаточно субъективный подход. Более-менее прозрачная схема прописана в Градостроительном кодексе, в соответствии с которой должна быть утверждена документация по планировке территории, проект межевания, градостроительные регламенты.
- Куда должны обращаться с заявлением предприниматели?
- Сбор документов предполагает обращение в разные органы власти. Подробно вся процедура прописана в 36-й статье закона. Сложность в данном вопросе может возникнуть лишь в определении собственника, с которым необходимо заключить договор. А возможных собственников у нас три - РФ, субъект Федерации и муниципалитет. Если участок находится в неразграниченной собственности, то договор заключает муниципалитет.
Сведения о правах собственности содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Если же данных в реестре об участке нет, то, как правило, собственность на него не разграничена.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, опубликован в "Российской газете" 15 декабря 2007 г.
|