По закону профессиональных баек риэлтор в смешном положении оказывается редко. Он всегда находчив, силен и остроумен. Фольклорный риэлтор по недвижимости напоминает то ли былинного героя-змееборца, то ли агента ноль-ноль семь. Но реалистичные черты тоже встречаются в вымышленных образах - и агенты в неловкую ситуацию попасть могут. Главное - как они из нее выходят.
Ни одна риэлторская байка не обходится без симпатичных героев, совершающих нелепости. Их поступки и являются движущей пружиной любой истории этого жанра.
Типология клиентов от риэлтора
Агент Андрей обладает мощным аналитическим умом. Очень ему это в деле помогает (в личной жизни, кстати, тоже). Андрей составил типологию клиентов - систематизировал все психологические типы, с которыми успел поработать. Теперь опирается на собственные научные разработки. Каждый клиент, по его типологии, конкретный психотип, им классифицированный и описанный. Андрей утверждает, что его система - прикладная, и гарантирует от лишних ошибок в его нелегкой работе. У него получилось приблизительно следующее (здесь лишь некоторые выдержки)...
Романтики. Бывают люди, которых процесс продажи-купли жилья интересует совершенно бескорыстно. Они придумывают себе, что им нужно что-то сделать с квартирой, и буквально годами «зависают» на этом увлекательном занятии. Меняют агентства, агентов, ходят на бесконечные просмотры - а то, что их интерес абсолютно беспредметен, сами себе отчета не дают. Пока клиент таким образом развлекается, агенту важно вовремя сделать две вещи. Во-первых, заняться делами других людей, которые живут реальной жизнью. Во-вторых, мечтателям и прожектерам посоветовать сменить хобби - например, увлечься аквариумными рыбками или пойти на курсы кройки и шитья.
Гордые варяги. В том смысле, что врагу не сдаются. Хотя ни одного, даже завалящего врага окрест нет, такие клиенты составляют сценарии грядущих боев и выходят на связь с агентом в сладком предвкушении: «Сейчас я ему ка-ак покажу. Будет знать». Такие милитариствующие граждане ни с того ни сего намекают на связи и с бандитами, и с депутатами, и с прочими высокопоставленными товарищами. Андрей считает, что эти люди ведут так себя от неуверенности - такая у них «защитная окраска».
Летучий Голландец. Появляется, ставит всех на уши, дело может быть доведено даже до нотариата...и исчезает так же внезапно, как и появился. Причем форс-мажор с его стороны необязателен. Достаточно того, что он просто передумал. Вычислить «Летучего Голландца» трудно, но возможно. А вычислив, «забиться» самому с собой на бутылку хорошего коньяку: сорвется - не сорвется сделка. В любом случае коньяк - это хорошо. Тонизирует. Как и общение с «Летучим Голландцем» - поддерживает профессиональную форму и чувство юмора при «обломах».
Педант. Человек солидный, идущий в любом деле до конца. Километры риэлторских нервов будут израсходованы по любой ерунде - если, например, клиенту не дали с собой копии технического паспорта одной из семи-восьми просмотренных квартир. И ведь себе тоже такие люди кровь портят. Из рекомендаций Андрея - лишь вспомнить Карлсона. В смысле - спокойствие, только спокойствие. Сделка состоится.
Заяц. Из «песни про зайцев».Страшно боится, что его обманут. Боится всего. И чьих-то «теней из поганых болот», и своей собственной тени. Один из таких все время в красках рассказывал Андрею, как знакомую старушку сразу после продажи квартиры зарубили топором, или как людей выселили из купленной квартиры через три месяца после сделки. Здесь важно понимать, что люди всего-навсего ждут психологической поддержки - нужно снять их страх. Ведь квартиры покупаются не каждый день, и почти все клиенты переживают стресс. Помочь с ним справиться, оказать психологическую поддержку профессионалу несложно. Эти клиенты воспитывают в риэлторе чувство снисходительности к людям и оттачивают психологические навыки общения.
Висит «Типология клиента» у Андрея над рабочим столом. Очень много желающих ее покритиковать - и ненаучно им, и неполно. И зачем вообще ерундой заниматься... Андрей оправдывается тем, что она незавершенная - рабочий, мол, вариант. А вот когда он ее усовершенствует - все психоаналитики обзавидуются. Доброжелательные коллеги, наоборот, говорят, что творческим и передовым людям во все времена туго было, гонения на них в обществе как закон. «Вспомни Джордано Бруно - ему хуже пришлось, и не обижайся на косных людей и завистников. Двигай науку дальше».
Каждый понимает по себе...
Агент Марина стояла около агентства со своим начальником. Прощались и обсуждали планы на завтра. Настроение - легкое, поскольку минувший день был удачным, и вообще - солнышко светит, жить хочется. Из-за поворота выскочил автомобиль Марининого клиента, взмыленный и загнанный. Затормозил так, что Марина с начальником шарахнулись, чуть не впечатавшись в стенку. Из машины вывалился сам клиент - еще более взмыленный, чем его авто. Видно было, как человек счастлив, что успел застать Марину на месте.
Не поздоровавшись, он закричал на всю улицу: «Марина Дмитриевна! Я измерил - у меня двадцать пять сантиметров! Вас устроит!? Поехали сейчас!»
Стайка подростков, проходящих мимо, восхищенно загомонила. Начальник согнулся в беззвучном хохоте. У Марины отвисла челюсть...
...Может, кто из женщин и стал бы оправдываться, что клиент сообщает ей толщину несущей стены, которую велено было измерить, и приглашает на повторный просмотр квартиры, - но не Марина.
Она закрыла рот, подобрала полы плаща и царственно села в машину - суетливый клиент предупредительно распахнул перед ней дверцу. В зеркало заднего вида Марина углядела, как начальник смотрит вслед и утирает слезы смеха кулаком.
До сих пор Марина не поняла, как он объяснил себе странную фразу экспрессивного клиента. Про подростков-то все понятно - у них одно на уме...
|