Стены можно разрушить не всегда. В отличие от стереотипов, которые исчезают под напором творческой энергии. При этом вовсе не обязательно, чтобы заказчик и художник по интерьеру осознанно стремились к новизне. Вполне достаточно погрузиться в честный поиск оптимального решения...
Упразднение коридора
Питерский старый фонд в основном состоит из "остатков былой роскоши": в процессе социальных преобразований прекрасные апартаменты безжалостно делили на части. Но встречаются исключения: квартира, которую предстояло довести до ума дизайнерам Сергею и Елене Беловым, скорее всего, сохранила первоначальные контуры. По крайней мере, здесь два входа: один - с парадной лестницы, а другой - с черной, некогда предназначавшейся для прислуги. Однако это не упрощало задачу: анфиладная структура квартиры противоречила желанию владельца сделать основные помещения изолированными, а выходящие на одну сторону окна мешали избавиться от длинного коридора. Впрочем, это не стало непреодолимым препятствием. По единодушному признанию Беловых, им впервые в жизни встретился заказчик, в полной мере разделявший их профессиональные пристрастия. Поэтому и Елена, выступающая в роли генератора идей, и обладающий широкой технологической эрудицией Сергей в данном случае боролись только со стенами. К тому же, ликвидация коридора - не цель, а всего лишь средство, позволяющее придать пространству приятное разнообразие. Подобного эффекта можно добиться и с помощью других приемов. Что и было сделано: вместо удручающе монотонной "дорожки" появились перетекающие друг в друга разнохарактерные помещения: две прихожих - "хозяйская" и "гостевая" и холл с камином - проходной, но вполне комфортабельный. Он кажется особенно просторным по контрасту с узким "перешейком", образовавшимся при устройстве миниатюрного кабинета. Вообще-то выгораживать в центре квартиры крошечную комнату, отрезанную от источников естественного света - затея крайне рискованная. Но здесь она оправдана: заказчик получил место для уединенной работы, причем из внутреннего окна кабинета открывается очень привлекательная перспектива. Кстати, гостиная и кухня связаны между собой таким же образом. Хозяин дома не хотел, чтобы они сливались воедино, а Беловы старались обойтись без демонстративно замкнутых "коробок". В результате удалось найти степень открытости, которая устраивала всех: в перегородках образовались застекленные проемы, так что из гостиной можно обозревать самую презентабельную часть кухни.
Нетрадиционные методы
Безусловный плюс новой планировки - правильная геометрия гостиной, спальни и детской. А далекие от идеального квадрата очертания кухни и санузла вовсю работают на общий замысел: они намечают диагональ, которая зрительно делает квартиру глубже и просторнее. Парадоксально, но факт - в погоне за консервативным комфортом иногда приходится уходить от классических планировочных схем так далеко, что они едва просматриваются. Это не страшно, если автор ясно видит будущий интерьер и отчетливо представляет себе, как поддержать архитектурные ходы дизайнерскими средствами. Например, как декорировать "разномастные" стены или уравновесить разнохарактерные элементы с помощью цвета. Елена и Сергей ловят такие "фишки" на лету - сказывается мухинская школа. Поэтому, попадая в квартиру, напрочь забываешь о плане, который, на самом деле, полностью предопределил ее далекую от аскетического минимализма стилистику. Последняя строится на сочетании вполне традиционных и достаточно смелых компонентов, причем их соотношение меняется по мере удаления от домашнего очага в самом прямом смысле слова. Наиболее патриархальное помещение - кухня: и цветовая гамма, и меблировка тут явно призваны уравновесить "разбегающиеся" стены. В гостиной острее чувствуется дыхание современности, а в спальне и детской сдержанность окончательно уступает место разгулу фантазии. Собственно говоря, дизайнеры опять-таки действовали в рамках традиции, ведь и двести лет тому назад в совершенно классических городских апартаментах могла появиться "восточная" спальня. Другое дело, что мы от таких вещей отвыкли.
Беловы считают, что избыток прямых линий создает излишнее напряжение, и последовательно вводят в интерьер криволинейные объемы. По мнению дизайнеров, таким образом современный горожанин может хотя бы отчасти приблизить свое жилище к естественному природному окружению. Мера соблюдена, и вторжение органических мотивов строго дозировано - с их помощью смягчаются необычные углы и сглаживаются контрасты. Неизбежные - потому что за капитальной стеной, прорезанной идеально симметричными окнами, разворачивается асимметричное пространство.
|