Собственников станет больше

Срок окончания бесплатной приватизации жилья может быть продлен до 2010 года На прошедшей неделе была принята резолюция о продлении сроков бесплатной приватизации жилых помещений. В ближайшее время данный документ будет озвучен в Государственной Думе. Об этом наша беседа с начальником отдела приема документов Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области Андреем Жуковым - Андрей Викторович, кто стал автором резолюции о сокращении сроков бесплатной приватизации жилья? - 30 января в городе Троицке Челябинской области состоялось совещание представителей Федеральной регистрационной службы РФ и комитета по законодательству Государственной Думы РФ. Организатором мероприятия стало Главное управление ФРС по Челябинской области. Помимо руководства территориальных регистрационных управлений Свердловского, Челябинского, Курганского, Тюменского регионов, а также республики Башкирия, в совещании приняли участие депутаты Госдумы от Челябинской области Дмитрий Еремин и Валерий Панов. В качестве председателя совещания выступил руководитель комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Единственной темой, обсуждаемой на данном мероприятии, стали анализ хода приватизации жилых помещений, а также целесообразность или нецелесообразность продления срока бесплатной приватизации. Напомню, что в Жилищный кодекс РФ и в Федеральный закон "О приватизации жилищного фонда" 1991 года в прошлом году были внесены изменения, согласно которым был установлен срок, ограничивающий проведение бесплатной приватизации жилых помещений. Согласно действующей на сегодняшний день редакции закона, приватизация завершается 1 января 2007. Смысл докладов участников конференции, в том числе и моего вступления, сводился примерно к одному и тому же - констатации факта стремительного роста обращений заявителей, и, как следствие, огромной загрузки как органов муниципальной власти, отвечающих за организацию процесса подготовки договоров о передаче квартир в собственность, так и регистрирующих органов. Участники совещания отмечали, что данная динамика роста числа заявителей произошла в условиях реформирования российской регистрационной системы. Подчеркивалось также и то, что одновременно с этим, вступили в силу такие нормативные акты, как Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также Закон "О Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости". В связи с этим и наблюдается общий рост числа обращений граждан в регистрирующие органы. Таким образом, уже вскоре после принятия норм об установлении срока, ограничивающего бесплатную приватизацию жилья, все более и более актуальным становился вопрос о целесообразности принятия нового законодательного акта, регламентирующего либо продление срока бесплатной приватизации, либо его отмену. - В свое время в качестве обоснования необходимости обозначения даты, ограничивающей процесс бесплатной приватизации, приводился опыт зарубежных стран, а также собственно российский опыт в приватизации нежилых объектов недвижимости. В то же время целый ряд экспертов склоняются к мнению о том, что и тот, и другой примеры не являются правомерными. Вы разделяете эту точку зрения? - В полной мере. Сравнение приватизации жилья с приватизацией предприятий, которая действительно проходила в очень сжатые сроки, является неуместным по определению - как минимум, в силу различности сегментов рынка. Проведение аналогии с процессом приватизации жилья в период капитализации в восточноевропейских странах также не вполне конкретно: данные сравнения вряд ли уместны и в силу масштабов процесса, обусловленных числом объектов, которые могут быть приватизированы, и по причине экономических особенностей, и в силу готовности к проведению блиц-приватизации как населения, так и государства. Не секрет, что на сегодняшний день определенный, пусть и небольшой процент россиян все еще не планирует приватизировать жилье. Среди них не только те, кто материально не готов к содержанию квартир и выплате налогов с объекта, который станет собственностью, но и те, кто не будет делать этого по убеждению. Не исключено, что в последний момент позиция на этот счет многих из них изменится. Как бы то ни было, сегодня существует необходимость как минимум продления сроков бесплатной приватизации. Так, на прошедшем совещании по итогам выступлений его участников была принята соответствующая резолюция в Государственную Думу, и есть серьезные основания полагать, что в дальнейшем появится проект закона о продлении сроков бесплатной приватизации. Тон участников совещания, а также готовность к данному шагу депутатов с очевидностью говорят об этом. - До какой даты могут быть отодвинуты сроки бесплатной приватизации? - Большинство участников совещания, в том числе и Павел Крашенинников, склонялись к продлению сроков приватизации до 2010 года. О полной отмене речь пока не велась. - Но продление сроков на три года - это уже весьма позитивная перспектива. - Вы правы: это очень хорошая подвижка. Если помните, год назад, незадолго до вступления в действие нового Жилищного кодекса, Павел Крашенинников и один из крупных ученых - разработчиков Жилищного кодекса профессор Б. Гангало в ходе визита в Самару были вовсе не готовы говорить о целесообразности продления срока бесплатной приватизации. На сегодняшний день в сознании законотворцев уже есть убежденность в том, что действующие на сегодняшний день нормы устанавливают слишком узкий временной шаг для проведения бесплатной приватизации, а следовательно, нуждаются в трансформации. - Ведь на сегодняшний день в продлении периода бесплатной приватизации заинтересованы не только потенциальные заявители? - Совершенно верно. К завершению бесплатной приватизации жилья 1 января 2007 года не готовы и муниципалитеты, и собственно регистрирующие органы. На практике количество договоров приватизации, то есть количество квартир, которое переходит в частную собственность, зависит от трех условий. Первое из них - это готовность граждан приватизировать свое жилье. Назовем этот фактор неким пластом общественного сознания, выражающегося в действиях заявителя. Второе условие - готовность муниципальных органов (или тех организаций, которые имеют полномочия от муниципалитетов) к процессу формирования пакета документов, необходимых для оформления договоров приватизации жилья. В Самаре данную функцию выполняет ФГУП "Ростехинвентаризация": было время, когда ФГУП "Ростехинвентаризация" выпускало более тысячи договоров в неделю - при этом спрос на их действия оставался на столь же высоком уровне, что свидетельствовало о том, что население готово приватизировать больше. Третье важное условие - это возможности регистрирующего органа, которые также не могут быть беспредельными. Таким образом, вопрос о продлении сроков бесплатной приватизации является актуальным как для заявителей, так и для муниципалитетов и собственно регистраторов. - Насколько оперативно может быть издан закон, регламентирующий новые сроки бесплатной приватизации? - Формально достаточно, чтобы этот закон может вступить в силу и с 31 декабря 2006 года. Как пройдет принятие этого закона, пока предположить трудно. Однако совершенно очевидно, что такая инициатива будет озвучена в Госдуме. И, как было сказано выше, настрой депутатов Госдумы и председателя комитета по законодательству Павла Крашенинникова позволяют надеяться на то, что до конца года документ, уточняющий нормы закона о приватизации, будет создан и вступит в действие. - Как возможные изменения повлияют на настроения заявителей и развитие рынка? - По большому счету, говорить о том, как отреагируют на эту информацию заявители и собственно рынок, весьма и весьма сложно. Однако если законопроект все-таки появится, можно предположить, что процесс приватизации жилых помещений станет более планомерным. Надеюсь, появление возможности существенного продления сроков бесплатной приватизации в конечном счете позитивно повлияет и на ситуацию, складывающуюся на рынке жилья. Тот ажиотаж, который существует сегодня в рамках приватизации, возможно, в той или иной степени пойдет на убыль, что будет способствовать стабилизации в работе муниципальных и регистрирующих органов.




на главную
Hosted by uCoz