Русский модерн: многоэтажные здания

Карина Красильникова, архитектор, член Союза архитекторов России, кандидат архитектуры В первой половине XIX века Москва совмещала традиционную патриархальность с зарождающимися чертами капиталистического города. С середины XIX века началось бурное развитие промышленности и торговли. В Лефортове и Замоскворечье множились промышленные предприятия. В центральной части Москвы купеческие постройки теснили дворянские особняки. Началось лихорадочное разрастание города. Если за 25 лет (с 1835-го по 1860 год) население Москвы выросло лишь на 20 тыс. человек, достигнув численности 360 тыс., то к 1885 году оно более чем удвоилось и превысило 800 тыс. человек, а к 1910 году составило 1,5 млн человек. Москва вошла в число крупнейших городов мира. Самым активным фактором изменения структуры Москвы стали железные дороги. Географическое положение города и традиционные направления перевозок сделали Москву центром, к которому сходились железнодорожные линии со всех концов России. Их сооружение дало толчок к освоению земель за городскими границами. Они повлияли и на размещение московской промышленности. Активное индустриальное развитие, особенно в период промышленного подъема 1890 года, привело к образованию мощных производственных зон. Доходные дома В застройке Москвы до середины XIX века трехэтажные дворцы и крупные особняки существовали наряду с одноэтажными деревянными домами с мезонинами. Три этажа вначале были характерны для доходных домов, которые становились основным типом жилища. Появление доходных домов, предназначенных для сдачи квартир, было связано также с развитием капитализма. Быстрый рост строительства доходных домов начался во второй половине ХIХ века с развитием промышленности, которое вызвало приток нового населения в Москву. Дома возводились на месте снесенных особняков или заполняли интервалы в усадебной застройке. Стремление к более эффективному использованию дорожавших земельных участков привело к необходимости увеличения этажности застройки. Первый пятиэтажный доходный дом, построенный в 1874 году на Ильинке, стал событием для города, а к 1882 году в Москве появилось уже 143 дома в четыре и более этажей. К концу XIX века число пятиэтажных домов в городе достигло 533. Вскоре пять этажей стали обычным делом для доходных домов в пределах Садового кольца, а в 1912 году архитектором Э. Нирнзее был построен первый десятиэтажный доходный дом дешевых квартир в Гнездниковском переулке, который положил начало строительству многоэтажных жилых домов. Многоэтажные здания К концу XIX столетия в России, так же как и в других странах Европы, основным направлением в архитектуре и изобразительном искусстве становится стиль модерн. Начало распространению модерна положило строительство особняков. Но особенное развитие модерн начал к 1900 году, когда в Москве стало бурно развиваться многоэтажное строительство. Этому способствовало появление новых технических возможностей - железобетонных каркасных конструкций, которые позволили поднять этажность и создать пространственные конструктивные структуры. В отличие от целостного архитектурного объема особняка доходный дом представляет собой сумму независимых квартир-ячеек. Особняк был компактным объемом, который окружало открытое пространство. Корпуса доходного дома поднимались вдоль границ участка, смыкались в массиве квартала и создавали непрерывный фронт застройки. "Лицом" доходного дома был представительный уличный фасад, на который выходили окна дорогих квартир. Дешевые квартиры "смотрели" в сторону глухих дворов. Появление комфортабельных квартир с санитарными узлами в каждой привело к утверждению секционного дома взамен коридорного и галерейного с одним санитарным узлом на все квартиры. Классицизм с присущей ему симметрией и ордерной системой себя исчерпал. В многоэтажных зданиях отразились все основные приемы выразительности, свойственные модерну, и прежде всего ориентация на природные формы и линии, создающие специфическую пластику фасадов. Характерными чертами доходных домов в стиле модерн стали скругленные углы и грани зданий, угловые башни, эркеры, криволинейные, мягко круглящиеся выступы карнизов и крыш, скульптурные фризы, высокое качество отделки стен. Подобные приемы, уже испытанные в композиции особняков, архитектор Л. Кекушев применил при возведении пятиэтажного доходного дома Исакова на улице Пречистенка в 1906 году. Он стремился создать впечатление от здания как монолитного целостного объема, преодолевая естественную для многоквартирного дома дробность и монотонность композиции. Он придал фасаду с его равномерной сеткой окон выразительную пластичность сложным криволинейным завершением, подчеркнул ось симметрии спаренными окнами с балконом. Выделяется своими пластическими решениями доходный дом на Арбате, построенный в 1900 году архитектором Н.Г. Лазаревым. Центр здания акцентирован выступающим из его плоскости прямоугольным эркером с балконами со скульптурными горельефами, увенчанными мансардой с огромным овальным окном. Неорусский стиль Как и во многих московских особняках, в многоэтажных постройках в рамках стиля модерн выделяется направление, отражающее национальный характер древнерусского зодчества, так называемый неорусский стиль. В доходных домах признаки неорусского стиля выражаются либо в декоре (майолика, скульптура), либо в формах башен, порталах. Наиболее яркий образец неорусского стиля представлен в многоэтажном здании доходного дома Перцева, который построил архитектор-художник С.В. Малютин в Саймоновском проезде в 1905-1907 годах. По замыслу автора, его произведение должно было воплотить языческие истоки русской культуры, дух этой тревожной, фантастической эпохи. Выразительность дома определяется силуэтом кровли угловой части здания, великолепными декоративными панно из майолики, украшающими поле фронтонов и верхние части гладких стен из красного кирпича. Насыщенный темно-красный цвет обостряет ощущение материальности, массивности стен. Характерное для модерна стремление к целостности побудило автора использовать приемы, создающие впечатление органического единства. Каркасные конструкции, получившие в начале XX столетия широкое распространение, стали основой и строгой архитектоники зданий. В Москве за период с 1900-го по 1910 год было построено большое количество многоэтажных доходных домов, отличающихся рациональностью композиции со стенами, облицованными глазурованным кирпичом или мелкой керамической плиткой, с равномерно расположенными оконными проемами. Вместе с тем и на этом этапе развития модерна в домах сохраняются присущие ему приемы - богатая пластика фасадов, эркеры и балконы разнообразной формы, волнообразное завершение крыш, имитирующее природные формы и линии, арочные окна и т. п. Здания отличаются высоким качеством строительства, они и по прошествии 100 лет сохраняют свою архитектурно-художественную ценность. Доходные дома возводились в основном в центральной части города - на Садовом кольце, улицах Большая Никитская, Арбат, Пречистенка, Остоженка, переулках Трубниковском, Кузнецком, а также на Мещанских улицах. Пример типичного для этого этапа модерна постройки - пятиэтажный доходный дом на 3-й Мещанской улице (ныне улица Щепкина). Здание простой конфигурации с главным фасадом, облицованным глазурованным кирпичом светлых тонов и равномерной сеткой оконных проемов. Высокое качество архитектурного решения достигается наличием эркеров прямоугольной и полукруглой формы, сплошным остеклением лестничных клеток, скульптурным фризом над предпоследним этажом и волнообразным завершением кровли с большим овальным окном на углу. К рациональности архитектурного решения влекли идеи гражданственности, связанные с общественным подъемом перед первой русской революцией 1905 года. Совершенствование конструктивных решений позволило еще больше поднять этажность зданий и удешевить их строительство, что соответствовало настроениям общества. Построенный в 1912 году в Гнездниковском переулке архитектором Э.К. Нирнзее десятиэтажный доходный дом с дешевыми квартирами отличался простой композицией, спокойной плоскостью фасадов с равномерным ритмом оконных проемов. Какие-либо скульптурные декорации или пластические мотивы здесь уже отсутствовали. Общественные здания Во второй половине XIX - начале XX века широкое развитие также получает строительство новых типов общественных зданий, таких как крупные универсальные магазины, конторы и банки, железнодорожные вокзалы, кинотеатры, музеи, выставочные залы и другие. Ансамбль новой урбанизированной Москвы формирует сочетание многоэтажных доходных домов с общественными зданиями и торгово-конторскими сооружениями. Однако для архитектурного облика города решающее значение имел доходный дом, так же как палаццо для зодчества Высокого Ренессанса. При проектировании общественных зданий основным требованием становится функциональная организация пространства, утилитарность построек, которую обеспечивают каркасные конструкции. Но и архитектурно-художественная выразительность сооружений играла большую роль. Многообъемность форм, усложненные завершения зданий, мягкие плавные очертания крыш, живописные мозаичные панно, скульптурные фризы - все, что свойственно модерну, было характерно и для общественных сооружений. В здании гостиницы "Метрополь" - ярком представителе стиля модерн, построенном архитектором В.Ф. Валькотом в 1898-1903 годах, - верхний этаж имеет сложное волнообразное очертание кровли с тремя полуциркулярными арками, украшенными мозаикой М. Врубеля. Предпоследний этаж выделен скульптурным фризом работы скульптора Н.А. Андреева. Готическое направление модерна представляет построенный архитектором Р. Клейном на Петровке универсальный магазин "Мюр и Мерилиз". В основе здания заложена новая и смелая по тем временам каркасная конструкция, которая и вызвала желание обратиться к прообразам западноевропейской готики. Внутреннее пространство здания спроектировано рационально в соответствии с его функциональным назначением. Неорусский стиль как одно из направлений модерна был также распространен при проектировании общественных зданий: вокзалов, музеев, выставок, банков, торговых рядов. В оформлении художественного языка неорусского стиля существенную роль сыграли живописцы. К лучшим сооружениям этого стиля принадлежит шедевр В.М. Васнецова - фасад Третьяковской галереи, спроектированный в связи с передачей братьями Третьяковыми принадлежащей им галереи городу Москве. К зданию, построенному в 1873 году в Лаврушенском переулке, В.М. Васнецов пристроил в 1900-1905 годах фасад, увенчанный крупным белокаменным гербом Москвы. Это фантазия на древнерусскую тему - живописная и эмоциональная. Значительное произведение неорусского стиля этого периода - здание Ярославского вокзала, перестроенное в 1902-1904 годах архитектором Ф.О. Шехтелем. Здание прекрасно скомпоновано, оно сложное, но вместе с тем целостное. Асимметричное решение гармонично, уравновешенно и естественно для разнохарактерного окружения. Мощный портал акцентирует вход в здание и как бы приглашает к путешествию. В архитектуре здания воплощаются черты древнерусского зодчества - тех северных краев, в которые ведет железная дорога. Крупные пластичные объемы с эффектными деталями, ассоциирующиеся с древнерусским зодчеством, дополняются цветной майоликой. Церковное строительство Естественно, что неорусский стиль нашел свое выражение в церковном строительстве. Среди самых впечатляющих церковных построек - ансамбль Марфо-Мариинской обители, возведенный известным архитектором А.В. Щусевым в 1908-1912 годах на улице Большая Ордынка. Обитель была основана в 1908 году Великой княгиней Елизаветой Федоровной для воспитания и обучения медицине девушек и просуществовала до 1920 года. Компактная живописная композиция здания создает образ белокаменного новгородско-псковского однокупольного храма (с двумя куполами в приделе). Однако все средства выразительности несколько преувеличены по сравнению с древними оригиналами. В его архитектурных формах явно чувствуется стилистика модерна. Гиперболизированные приемы, свойственные стилизации, сказываются и в интерьерах собора, расписанного художником М.В. Нестеровым. Обращение к архитектуре прошлого наиболее определенно выражено в здании Казанского вокзала, строительство которого было начато архитектором А.В. Щусевым в 1913 году, а завершено к 1926 году. Здание хотя и отличается некоторой дробностью композиции, но акцентируется главной башней вокзала, напоминающей ярусную башню казанского Кремля. Наиболее рационалистическое направление стиля модерн, связанное с совершенствованием технических возможностей, воплотилось в таких сооружениях, как типографии, торговые, конторские и банковские здания зальной структуры, с каркасными конструкциями. Поэтому новая художественная тенденция ориентирована на архитектонику каркаса. Жесткая канва стандартной сетки каркаса, подчеркнутого вертикальными пилястрами, характерна для здания типографии газеты "Русское слово" на Тверской, построенного архитектором А.Э. Эриксоном в 1904-1905 годах. Строгость и лаконичность композиции с четкой сеткой окон смягчена характерной для модерна плавностью форм и линий крыш и углов здания, а также круглой формой окон последних этажей. Поздний модерн завершает цикл своего развития, подготавливая новый, более функциональный стиль, присущий железобетонным конструкциям. Прослеживаются первые признаки стандартизации, природным и органическим формам предпочитаются геометрически правильные. Каркасные конструкции становятся основой ясной и строгой архитектоники зданий. Современный модерн Несмотря на недолгое существование - с 1890-го по 1915 год, стиль модерн во многом повлиял на облик нашей столицы. Произведения модерна (особняки, многоэтажные здания) создали неповторимый дух центра города, внесли живописность и разнообразие форм сооружений - при высоком качестве строительства. И сегодня, по прошествии более чем 90 лет, влияние модерна сказывается на современной архитектуре города. Возникшее в 80-х годах XX столетия в американской и европейской архитектуре течение постмодернизма включает и обращение к классике и модерну начала XX века. Характерен для современного стиля неомодернизма жилой дом, построенный в Весковском переулке в 1990-1996 годах архитекторами А.Д. Миргоном, Е. Подольской и другими. Первоначально дом проектировался для театральных деятелей - "дом лицедеев", впоследствии сюда добавились и другие богатые заказчики, которым требовалось жилище с уникальной планировкой. Дом имеет 20 типов квартир в одном, двух и трех уровнях. Помещения криволинейного очертания (гостиные, столовые, лестничные клетки) группируются вдоль северного фасада по Весковскому переулку, где рельефность особенно подчеркнута освещением. Пластичность объема, рисунок эркеров и витражей рождают ассоциации с московским стилем модерн, которые усиливаются сочетанием отделки красной керамической плиткой с белой штукатуркой. Сегодня в московской архитектуре модерн стал излюбленным сюжетом стилизации. Угловые башни, эркеры разнообразной формы, полукруглые окна, многообъемные завершения зданий - все это вариации, связанные с историческим источником - стилем модерн начала ХХ столетия.




на главную
Hosted by uCoz