Жемчужина дворцовой архитектуры XVIII века

Петровский подъездной дворец Матвея Казакова у дороги Москва-Петербург Нам теперь трудно представить Москву второй половины XVIII в., граница которой еще не выходила за земляные валы. От них остались одни названия: Сущевский вал, Пресненский вал... За пограничными столбами Тверской заставы (район м. Белорусская), по левой стороне, было громадное Ходынское поле (в настоящем - территория центрального аэропорта Москвы с одноименным названием станции метро - "Аэропорт"). На противоположной стороне, через дорогу Москва-Петербург, зияла большая пустошь, окруженная дубовой рощей и лесом, далеко уходящим вглубь, в котором, по преданию, охотился сам Петр I. На этой пустоши, приобретенной у Высокопетровского монастыря во времена правления Екатерины II, архитектор Матвей Федорович Казаков в 80-х годах XVIII века построил для царицы Петровский путевой дворец. (Петровский - по названию монастыря). Архитектура эпохи Баженова и Казакова С воцарением на русский престол Екатерины II (1762-1796), в российскую архитектуру, после пышного барокко, пришел новый стиль - классицизм - торжественный и строгий. С эпохой классицизма была тесно связана деятельность талантливого архитектора Василия Баженова, вернувшегося из-за границы в 1765 году просвященным, получившим там множество званий и титулов. Матвей Казаков, будучи лучшим его учеником и сподвижником, работал с ним над типовыми проектами городских домов для застройки Москвы в новом стиле. Затем - в "Экспедиции Кремлевского строения" над проектом нового кремлевского дворца, который не был воплощен в жизнь, и, наконец, почти одновременно оба уже зрелых архитектора в разных местах, близ Москвы, начали строить два дворцовых комплекса в псевдо русско-готическом стиле для Екатерины II. Баженов - комплекс "Царицыно", который она не приняла, Казаков - Петровский дворец недалеко от Тверской заставы, которому была уготовлена лучшая судьба. К такой необычной для своего времени, романтической архитектуре зодчие, работавшие в чистой классике, подошли не сразу. Вмешался "Его величество случай". После отклонения проекта Кремлевского дворца, "Экспедиция Кремлевского строения" получила задание подготовить оформление праздника на Ходынском поле по случаю годовщины заключения Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией. Подобное празднование происходило при Петре I столетием раньше по случаю взятия Азова. Здесь, на Ходынке, Баженовым и Казаковым был построен целый комплекс временных увеселительных павильонов, изображавших крепости и города, приобретенные Россией на Черном море. Блестящая архитектурная подготовка Баженова и его ученика Казакова, прошедшего серьезную практическую школу, позволяли им, в рамках классического мышления, дать, что называется, свободу творчеству: прибегнуть к любой фантазии, воплотить здесь любые новые идеи. Каждый из них мог органично соединить почти несоединимое: классическое наследие с древне-русской, готической и даже мавританской культурой, внося в свои проекты на Ходынке разнообразные элементы народного декоративного убранства, оставаясь, при этом в русле высокой классики. Сказочный дворец у дороги в Петербург Идеи, воплощенные зодчими на Ходынском поле, были использованы Матвеем Казаковым в архитектуре Петровского дворца (1775-1782гг.) для Екатерины II, который стал ее любимым пристанищем. Общий комплекс сооружений отличается классически четкой симметрией общей планировки, включает в себя, два замкнутых двора - парадный и внутренний, между которыми, по центру, расположен Петровский дворец. Здание имеет кубический объем, увенчано большим куполом на световом барабане, что придает ему весомость и законченность. Хорошо выявлено поэтажное членение. Эти черты характерны для классических дворцов Эпохи Возрождения. Твердая классическая основа сказывается также и в строгой симметричности фасада, в ясном объеме и совершенных пропорциях всего сооружения, в уравновешенности архитектурных форм. Внешний облик дворца необыкновенно живописен благодаря богатой декоративной отделке, в которой мастер соединил в самых разнообразных вариантах формы неоготики и древне-русского (в частности московского) зодчестве XVII - XVIII веков. Особый подход зодчего виден в трактовке портика главного входа, где роль поддерживающих колонн отведена массивным кувшинообразным столбам - популярным элементам древне-русского зодчества для крылец. Высокие окна второго этажа в виде древне-русских сдвоенных арок с подвесными "гирьками", Казаков органично вписал в готические ниши, что явилось идеальным совмещением двух стилей в декоре. Об ассоциации с готикой в Петровском дворце напоминает и трактовка крепостных стен, замыкающих пространство и обставленных "старинными" башнями. Дополнением к ним служат готические башенки ("пинакли") по всему фасаду. Поэтому весь комплекс воспринимается в виде романтического средневекового замка, когда мышление человека переносится в далекую рыцарскую эпоху, когда обостряется историческое чувство времени. Так, в сочетании с национальным (древне-русским) искусством, рождалось новое направление в архитектуре, обозначенное, как национальный романтизм. О Петровском парке вокруг дворца План громадного Петровского парка (5 га), созданный по проекту архитектора А.А.Минеласа в 1827 году, утверждался уже императором Николаем I. Руководил проектом генерал Башилов А.А. (отсюда одноименное название улиц). Здесь были построены: деревянное здание для танцев и концертов, летний театр, беседки, качели. По Башиловским прудам катались на лодках. Знаменитые рестораны: "Яр", "Стрельна", "Черный лебедь" стали появляться в середине, в конце XIX века. Отрадно, что жемчужина парка - Петровский дворец, в котором при Советской власти была Академия им. Жуковского Н.Е., сохранился до наших дней и сейчас реставрируется. Однако, большую часть Петровского парка, к несчастью, сберечь не удалось после размещения на его территории стадиона "Динамо", но оставшиеся участки теперь также приводятся в порядок.




на главную
Hosted by uCoz