Торговые центры боятся ошибок

Как избежать ошибок при создании торгового центра? Этой проблеме была посвящена бизнес-конференция, организованная Гильдией управляющих и девелоперов коммерческой и промышленной недвижимости. В последние годы рынок торговой недвижимости Москвы и регионов России активно развивается, повышается профессионализм игроков и, соответственно, повышается качество создаваемых объектов. По оценкам экспертов только в Москве суммарная площадь ввода заявленных объектов в 2006 году составит около 800 тыс. кв.м, в результате чего общая площадь столичных торговых центров впервые превысит 3 млн. кв.метров. Темпы строительства в регионах превышают столичные, что увеличивает конкуренцию между ними. Активное строительство развивается как в миллионных мегаполисах, так и в городах с меньшим населением. Гильдия управляющих и девелоперов в конце августа организовала конференцию, на которой лидеры рынка обсудили самые распространенные ошибки как при создании, так и при последующем функционировании торговых центров. Как оказалось, ошибки и неверные решения подстерегают участников рынка на каждом шагу. Ведь торговый центр - это товар для совершенно различных групп потребителей - не только покупателей, но и арендаторов. Можно ошибиться при выборе формата и месторасположения ТЦ, при проектировании и строительстве как собственно здания, так и его отдельных инженерных систем. Но и после сдачи готового ТЦ беды его владельцев не заканчиваются. Оказывается, может быть неправильно сформирован бренд конкретного торгового центра, неправильно подобрана управляющая компания или пул арендаторов. Все эти причины способны привести к функциональным сбоям в маркетинге с соответствующими последствиями для всего девелоперского проекта. В классических учебниках по маркетингу наиболее часто упоминается так называемая Модель 4Р: Product (Продукт), Price (Цена), Promotion (Продвижение), Place (Место). В соответствии с данной моделью можно определить два основных подхода при создании ТЦ : когда определен формат и специализация ТЦ; когда имеется только участок для строительства в определенном месте или здание для реконструкции и непонятно, что строить и что продавать в будущем ТЦ. По мнению Ирины Кирсановой, руководителя департамента консалтинга и маркетинга московского офиса компании ASTERA, входящей в международную сеть ONCOR International, если определен формат и специализация ТЦ, то следует: определить наиболее перспективные места для торговли; провести анализ ситуации в данных районах; определить требования к участку, выделить приоритетные требования; осуществить поиск и выбор участка; оценить возможность приспособления технологии к данному рынку и данному помещению. Если же имеется участок для строительства в определенном месте или здание для реконструкции, то имеет смысл: определить, какие функции будут присутствовать в будущем ТЦ; определить специализацию ТЦ, формат торговли, ассортимент и ценовую политику; оценить потенциальную способность объекта создавать собственный поток; рассмотреть возможности и оценить ограничения. Общей же ошибкой при проектировании ТЦ в отечественной практике является отсутствие комплексного восприятия различных факторов. Это может быть: визуальная доступность; ресурсные качества земельного участка; возможность организации парковки; ближайшее окружение; наличие инфраструктуры; транспортная и пешеходная доступность, интенсивность потоков; расположение участка по отношению к платежеспособному населению; социально-демографические показатели района; изучение спроса потенциальных потребителей. Основная же проблема развития ТЦ, особенно сетевых, - это отсутствие персонала. Это ограничивает развитие сетей, что наиболее сильно проявляется в провинции. Кроме того, ТЦ часто не успевают за развитием сетей. В данный моментжается роль "якорей", все больше появляется объектов-трансформеров, способных в короткое время изменить не только состав арендаторов, но и инфраструктуру собственно торгового комплекса. Примером может служить весьма успешный проект "Атриум" на пл. Курского вокзала, который первоначально включал продуктовый гипермаркет. Владельцы уловили конъюнктуру рынка, и сегодня торговые площади все больше уступают место площадям развлекательным.




на главную
Hosted by uCoz