Метро перестает быть только подземкой

Так уж случилось, что метро осталось в Москве единственным скоростным видом транспорта. Все, что движется по улицам, - не только автобусы, троллейбусы и трамваи, но и автомобили - безнадежно застревает в многочасовых пробках. Все существующие на сегодняшний день линии метрополитена вкупе составляют более 260 км. При этом не хватает Москве еще как минимум 100 км - из-за их отсутствия многие районы десятилетиями ждут метро, и когда дождутся - неизвестно. А существующие линии перегружены. В 1990 г., когда метрополитен был практически таким же, как сейчас (за истекший период прибавилась только Люблинская линия и несколько отдельных станций), им ежедневно пользовались 6 млн пассажиров. Сегодня - 10 млн. Самая сложная ситуация - на Таганско-Краснопресненском радиусе, восточный участок которого (от "Таганской" до "Выхино") перевозит ровно в полтора раза больше пассажиров, чем положено по всем нормативам. Новые линии нужно строить - с этим, похоже, не спорит никто. Все упирается в извечную проблему финансирования - выделяется в разы меньше необходимого, причем иногда ситуация граничит с идиотизмом. Например, на центральном участке Люблинско-Дмитровской линии (от "Чкаловской" до "Марьиной рощи") уже семь лет назад было выполнено почти 70% работ, и последние годы немалые деньги тратились только на поддержание объекта, чтобы он не разрушался. На потраченные средства (если бы их выделяли в течение 1-2 лет) участок уже можно было бы закончить. Сейчас, слава богу, вроде бы определены окончательные сроки завершения работ - 2007 г. Казалось бы, ближайшие планы по строительству метрополитена уже обнародованы - на расклеенных в вагонах картах обозначены "строящиеся линии". Но и с ними не все просто - например, станции "Новокосино" и "Пронская" (в районе Жулебино) уже нарисованы, однако в проектах финансирования до 2008 г. их точно нет. Что дальше - неясно. О более близких - и, соответственно, более четких - планах нам рассказали в пресс-службе московского метрополитена. В августе нынешнего года будет открыт второй выход на "Маяковской". Впрочем, вторым он пробудет недолго: почти сразу же старый вестибюль будет закрыт на реконструкцию, которую планируется завершить в течение двух лет. В сентябре откроется линия мини-метро от "Киевской" до "Международной". В следующем году планируется построить на ней еще один перегон - до "Москва-Сити". Гораздо более амбициозные проекты запланированы на последующий период. Уже возобновлено строительство на северном участке Люблинской линии, и к 2007 г. руководство метрополитена надеется сдать в эксплуатацию станции "Трубная" и "Сретенский бульвар". Дальнейший участок этой линии (до "Марьиной рощи") появится, вероятно, в 2008-2010 гг. (причем, как отмечает пресс-служба, "сроки строительства уточняются ежегодными инвестиционными программами города"), а еще дальше на север (к "Селигерской") эта линия доберется не раньше 2015 г. Еще одним приоритетным направлением станет продолжение Арбатско-Покровской линии от "Парка Победы" через "Кунцевскую" и "Крылатское" в Строгино. Сдача этого участка намечена на 2007 г. Руководство метрополитена рассчитывает, что тем самым удастся разгрузить Таганско-Краснопресненскую линию, "перетянув" с нее жителей Строгино и других районов северо-запада Москвы. В 2008-2010 гг. "синяя линия" доберется до микрорайона Митино, жители которого сегодня также вынуждены пользоваться Таганско-Краснопресненским радиусом. Третье приоритетное направление того же 2007 г. - продолжение Бутовской линии легкого метро. Сейчас она связана с традиционным метро только одной станцией - "Бульвар Дмитрия Донского", предполагается же замкнуть "петельку" к "Битцевскому парку" Калужско-Рижской линии. Кроме того, Бутовская линия будет продолжена в районы Потапово и Ново-Курьяново. Что касается прочих планов (в их числе уже упоминавшиеся районы Новокосино, Жулебино, станции "Братеево" и "Зябликово", а также строительство вторых входов действующей станции "Бауманская"), то все они помечены в официальных документах 2007-2010 гг., но с существеннейшей припиской: "сроки могут быть откорректированы в соответствии с приоритетом на завершение строительства ранее начатых объектов". И совсем интересная, но еще более отдаленная перспектива. Есть, например, проекты строительства второй кольцевой линии - примерно на уровне 3-4 станций от нынешней. Но планы эти находятся, по меткому выражению руководителя московского метрополитена Дмитрия Гаева, "в каких-то святцах на 2050 г.". Для нас это что-то вроде дискуссии о глобальном потеплении: в Москве точно будет как в Сочи, но через 300 лет. Поэтому скажем о том, что будет весьма скоро, но широко пока не известно. Как сообщил нам Юрий Коротков, главный инженер Научно-исследовательского и проектного института Генплана г. Москвы, есть программа освоения Малого кольца Московской железной дороги, которое проходит примерно на уровне 3-4 станций от Кольцевой линии метро. На его базе планируется создать новую скоростную транспортную систему. Это, разумеется, не метро - и поезда ходят по поверхности, и тип вагонов другой. Но линия будет иметь смежные станции с метро, станциями железной дороги, на которых можно будет осуществлять пересадки. Принято решение о том, что перевозки пассажиров начнутся там уже в 2006 г. сразу по всему кольцу, но станций пока будет только 10, в перспективе их число возрастет до 30. Помимо строительства новых линий есть у столичного метрополитена и другие новинки. За последние 5 лет здесь освоено три типа новых поездов: "Яуза", которая курсирует сегодня только по Люблинской линии, а также "Русич" 40-й и 41-й серий. "Русич" отличается низким уровнем шума, поэтому используется на открытой Бутовской линии. Также составы из четырех вагонов этой серии будут использоваться в мини-метро до "Москва-Сити" и на реконструируемом Филевском радиусе. Впрочем, на большинстве линий главным является вопрос не комфорта или уровня шума, а максимально возможной пропускной способности. Для этого на Серпуховской линии уже в этом году длина состава будет увеличена на один вагон - размеры станций это позволяют, и увеличение перевозки пассажиров достигнет 15%. На Люблинской линии планируется сократить интервал между поездами до 1 минуты 40 секунд - эта мера, по расчетам, позволит ветке работать также интенсивно, как Калужско-Рижская и Замоскворецкая. А вот на Таганско-Краснпресненском направлении эти ресурсы уже исчерпаны, и единственный вариант - модернизировать вагоны. В переводе с деликатно-куртуазного это означает, что в торцах вагонов убирают сиденья. В народе "модернизированный" подвижной состав уже называют "скотовозами". С другой стороны, пропускная способность увеличивается сразу на 12%. А что делать - ехать нужно всем.




на главную
Hosted by uCoz